Публичная программа проекта «Дипломатия образа»

Беседы и кинопоказыВоркшопы и экскурсии

Место проведения: ММОМА Гоголевский б-р, 10/2

 

В рамках публичной программы пройдет серия бесед, ридинг-групп, кинопоказов и воркшопов. Российские и международные специалисты в области кино, визуальной культуры, фотожурналистики и филологии обсудят соотношение реальности и репрезентации, визуального образа и политических идей, текста и изображения, связь фотографии и прав человека. Программа стремится найти инструментарий для критического осмысления визуального материала появляющегося сегодня на теле- и киноэкранах, в печатных изданиях и онлайн-медиа, а также выявить скрытый потенциал архивных изображений.

Вход на события публичной программы бесплатный по регистрации.

 


 

Беседы и кинопоказы

 

18.11.2017 | 16:00–18:00

Дипломатия образа

Беседа Владислава Шаповалова и Эрики Балсом

Участники обсудят, чем ценны архивные изображения помимо того, что они являются историческим свидетельством, а также поговорят о двойственности сегодняшнего положения между цифровой фиксацией изображений, с одной стороны, и одержимостью аналоговыми фотоснимками и 16-мм кинопленкой с другой.

Владислав Шаповалов — художник, исследователь, редактор. Живет и работает в Москве и Милане. В прошлом член «Общества Радек» (1999–2007). Посредством анализа выставочных стратегий и фотографии изучает культурные и визуальные механизмы конструирования политического воображаемого, присущие различным обществам в различные исторические периоды.

Эрика Балсом — киновед, преподаватель Королевского колледжа (Лондон). Автор книг «После уникальности: история кино и видеоарта в свободном обращении» (After Uniqueness: A History of Film and Video Art in Circulation, 2017), «Документальное в различных дисциплинах» (Documentary Across Disciplines, 2016), «Экспонирование кино в современном искусстве» (Exhibiting Cinema in Contemporary Art, 2013).

Беседа пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский.

Перейти к заказу билетов

 

30.11.2017 | 17:00–18:30

Переписывание образов — переписывание памяти

Воркшоп с Натальей Федоровой

Участникам воркшопа будет предложено пересобрать и/или дополнить композицию выставки, придав изображениям иной смысл через подпись или контекст.

Желательно принести с собой 10 черно-белых фотографий из семейного архива.

Перейти к заказу билетов

 

30.11.2017 | 19:30–21:00

Необъективная фотография

Лекция-экскурсия с Натальей Федоровой

Наталья Федорова расскажет о том, как в период холодной войны политические утопии кодировались в фотографии и как продолжают существовать в визуальной памяти сегодня, а также о том, как восприятие образов меняется под воздействием (кон)текста.

Наталья Федорова — исследователь языкового медиаискусства, куратор, со-основатель медиапоэтической группы Machine Libertine.

Перейти к заказу билетов

 

16.12.2017 | 17:00–19:00

«Открытие в Москве» (1959, реж. Д.А. Пеннебейкер, 45 мин.)

Показ и обсуждение с Алисой Насртдиновой

Алиса Насртдинова расскажет об объективности и реалистичности документального кино, а также о проблеме ностальгического переживания образов прошлого. Как сегодня смотреть архивное кино и к каким способам преодоления ностальгического восприятия киноизображения прибегали режиссеры?

Алиса Насртдинова — киновед, ведущий специалист Госфильмофонда России.

Показ фильма  пройдет на английском языке с русскими субтитрами в Центре документального кино (Зубовский бульвар, 2, стр. 7). Для посещения нужно зарегистрироваться.

 

21.12.2017 | 19:30–21:00

О политике и визуальных образах

Беседа Ильи Калинина, Алексея Улько и Оксаны Саркисовой

Для описания механизмов с помощью которых формируются массовые иллюзии, философ Сьюзен Бак-Морс ввела понятие “политическое воображаемое” (“Мир мечты и катастрофа”, 2000). На поле воображаемого факт отсутствия чего-либо в реальности (например, внешней опасности) не препятствует идентификации себя и действию в соответствии с этим образом. Участники обсудят, какие визуальные образы конструируются в современном российском обществе, оказывают воздействие на самовосприятие и то, какими категориями общество мыслит.

Илья Калинин — филолог, историк культуры, критик, шеф-редактор журнала «Неприкосновенный запас».

Алексей Улько — культуролог, критик и теоретик современного искусства, член ассоциации ученых Центральной Азии.

Оксана Саркисова — историк, киновед, исследователь визуальной культуры, директор международного документального правозащитного фестиваля Verzio. Автор монографии «Национальности СССР на киноэкране: экспедиционные фильмы от Крайнего Севера до Центральной Азии» (Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia (2017).

Перейти к заказу билетов

 

13.01.2017 | 16:00–18:00

«“Род человеческий”: всеобщая визуальная декларация прав человека» (статья Ариеллы Азулай, 2013)

Ридинг-группа c Дмитрием Потемкиным и Варварой Ганичевой

В течение долгого времени интерпретация выставки Эдварда Стайхена «Род человеческий»  (1955) определялась негативным эссе Ролана Барта “Великая семья людей” (1957). По мнению Барта, вне конкретных исторических событий факты рождения, смерти, труда, игры, знания  – лишенная смысла лирика. Возвращаясь к этому эссе, куратор и теоретик фотографии Ариелла Азулай в статье «Род человеческий – всеобщая визуальная декларация прав человека» отмечает, каким ленивым зрителем оказался Ролан Барт: посмотрев несколько сотен снимков он извлек из них лишь идею об универсальности, открыто заявленную куратором. Отсутствие подписей к фотографиям лишает их истории, но разве это может заставить зрителя смотреть на них вне текущего контекста, как на события вне места и времени?

Дмитрий Потемкин — переводчик, главный редактор V-A-C press.

Варвара Ганичева — куратор образовательных программ фонда V-A-C.

Перейти к заказу билетов

 

18.01.2018 | 19:30–21:00

О фотожурналистике и зрителе

Беседа с Андреем Поликановым

Андрей Поликанов расскажет о своем видении подачи визуального материала на информационном портале “Такие дела”, специализирующемся на социальной проблематике, а также о гуманистической фотографии выставки “Род человеческий” (1955) и современной конфликтной фотографии.

По масштабу и влиянию на формирование визуальной памяти современным аналогом “Рода человеческого” парадоксальным образом оказывается World Press Photo. Выставку номинантов ежегодно посещает около 4 миллионов человек в нескольких десятках странах. В противоположность снимкам, преследуемым мечтой о социальной справедливости, сегодняшний визуальный материал представляет беженцев, политических заключенных, жертв насилия и военных конфликтов.

Андрей Поликанов — визуальный директор портала «Такие дела», член жюри World Press Photo-2017, в 2007–2015 годах директор фотослужбы журнала «Русский Репортер».

Перейти к заказу билетов

 

20.01.2018 | 16:00–18:00

Кто выигрывает от произведения искусства: политика исключительности и положение беженцев

Беседа с Энтони Дауни

В эпоху чрезвычайного положения отсутствие или отказ в юридическом и политическом представительстве характеризует положение беженцев. В своей лекции Энтони Дауни поставит вопрос о том, что происходит, если функции представительства берут на себя художественные практики и институции? Культурные формы репрезентации все больше компенсируют (если не замещают) отсутствие правовой и государственной ответственности. Культурализация проблем беженцев ведет к деполитизации дебатов и их фактическому поглощению культурой, что, в конечном итоге, скорее отвечает, нежели противоречит целям неолиберализма.

Энтони Дауни — профессор визуальной культуры стран Ближнего Востока и Северной Африки в Бирмингемском университете, редактор платформы Ibraaz, член редакции журнала Third Text. В настоящий момент готовит к публикации книгу «Зоны неразличения: современное искусство и культурная логика позднего модернизма» (Zones of Indistinction: Contemporary Art and the Cultural Logic of Late Modernity).

Беседа пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский.

Перейти к заказу билетов

 


 

Воркшопы и экскурсии

 

Экскурсии

Каждый день | в часы работы выставки

У каждого посетителя есть возможность познакомиться с выставкой при участии медиатора. Экскурсии проходят на русском и английском языках. Мы приглашаем вас обсудить увиденное и поделиться мнением. Для групп более 5 человек доступно предварительное бронирование.

 

Мастерская (3+)

Каждый будний день | в часы работы выставки

Выходные | 16:00–20:00

На первом этаже музея работает мастерская для самостоятельной работы. Возможно, вдохновившись выставкой, вы захотите выразить свои впечатления в художественной форме — сделать коллаж или рисунок. Готовую работу можно забрать с собой или оставить на стене в мастерской.

 

Воркшоп по фотографии (7–12 лет)

По субботам (25 ноября. 2, 9, 16, 23 декабря. 6,13, 20 января) | 12:00–14:00

В субботу есть возможность сходить на выставку всей семьей, посмотреть на первые изображения Земли, побольше узнать об истории и практике фотографии. После экскурсии все участники отправятся в лабораторию, где смогут увидеть, как фотографии «рождаются».

 

Воркшоп по фотографии (13–17 лет)

По воскресеньям (26 ноября. 3, 10, 17, 24 декабря. 7, 14, 21 января) | 12:00–15:00

Занятие состоит из двух частей: знакомство с выставкой и работа в фотолаборатории. Каждый участник сделает свой снимок и напечатает фотографию. В конце занятия мы обсудим получившиеся работы.

 

Совет старшеклассников (15–18 лет)

По четвергам (23, 30 ноября. 7, 14, 21 декабря. 11, 18, 25 января) | 17:00–19:00

Программа состоит из серии встреч с экспертами и практического задания, связанного с художественным производством. Занятия ориентированы на старшеклассников, интересующихся современным искусством.

 

Группы для людей старшего возраста (60+)

По средам (23 ноября. 7, 21 декабря. 4, 18 января) | 13:00–15:00

Во время встречи можно неспешно посмотреть экспозицию в сопровождении медиатора, поговорить о современном искусстве и поделиться опытом.

 

К началу

SaveSave

SaveSave

SaveSave