будущее

Веб-сериал «Сны на районе. Восьмерка»

Первый веб-сериал фонда V–A–C создан совместно с Мастерской коллективного кино в рамках программы «Расширение пространства. Из центра». Задавшись целью изучить город и то, как он меняется и влияет на людей в нем живущих, режиссер Андрей Сильвестров и куратор кинопрограмм фонда Кирилл Адибеков основали киномастерскую, которая объединила участников проекта.

«Сны» — это два сезона по восемь серий, смысл которых — рассказать о жизни города с помощью частных киноисторий. Каждый выпуск веб-сериала посвящен одному из авторов-участников мастерской: он состоит из портретных интервью, проведенных на собеседовании, а также фильмов и видеороликов, снятых в мастерской.

«Веб-сериал, возможно, наиболее интимная часть проекта, который был запущен в 2019 году. Каждая серия — портрет одного из авторов-дебютантов. Порой смешные, порой трогательные, эти короткие истории выявляют главное для “Снов…” и его создателей — внимательный интерес к человеку», – Кирилл Адибеков.

«Наша Мастерская не была учебной, в которой я выступил мастером, — это был, прежде всего, художественный проект. Когда мы проводили собеседования, меня поразило, насколько потрясающе интересные люди к нам пришли, сколько в них уникальности, таланта, доброты. И этим своим переживанием, искренним восхищением Человеком очень захотелось поделиться со зрителем», – Андрей Сильвестров.

Премьера первого сезона веб-сериала проходит на официальном YouTube-канале журнала «Искусство Кино».

Премьера второго сезона состоится в онлайн-журнале V–A–C Sreda.

Информационные партнеры: СНОБ, Радио Культура.


ГЭС-2 Опера 2020
ГЭС-2 Опера
Номинант на премию «Золотая Маска»

28 и 29 марта 2020 года в Лабораторном корпусе Московского энергетического института должны были пройти повторные показы театрального проекта фонда V–A–C — «ГЭС-2 Опера». К сожалению, спектакль отменился из-за пандемии короновируса.

Первые показы «ГЭС-2 оперы» с успехом прошли в НИУ МЭИ в мае 2019 года. Проект был замечен российской национальной театральной премией «Золотая Маска» и номинирован в конкурсе «Эксперимент». Авторы спектакля — режиссер Всеволод Лисовский, композитор Дмитрий Власик, поэт Андрей Родионов и художница Ирина Корина.


«Сны на районе»

8 марта в рамках конкурсной программы фестиваля «ДУХ ОГНЯ» в Ханты-Мансийске состоится премьера первого кинопроекта фонда V–A–C – киноальманаха «Сны на районе».

Съемки коллективного фильма прошли летом 2019 года в московском районе Щукино совместно с «Лигой экспериментального кино». Задачей мастерской было привлечь к режиссуре тех, кто никогда не занимался кино профессионально.

Проект «Сны на районе» является частью программы «Расширение пространства. Из центра», которую V–A–C провел в 2019 году.


«Печаль победит счастье»
Перформанс Рагнара Кьяртанссона

28 октября 2019
17:30 – 23:30

Театр им. Вл. Маяковского
ул. Б. Никитская, 19/13

«Печаль победит счастье» — протяженный во времени перформанс Рагнара Кьяртанссона, который обыгрывает понятия повторения и длительности. Художник в образе старомодного шансонье предстает на сцене в сопровождении соавтора, пианиста Давида Тора Йонссона, и оркестра, отсылая к эстрадным концертам середины XX века. Повторяя фразу «Печаль победит счастье», он покачивается под восьмитактовую печальную мелодию, которая постепенно нарастает до кульминации — а потом начинается заново.

В перформансе Рагнар Кьяртанссон предается сладостной печали. Ключевая фраза появилась в 2005 году, когда художник выступал со своей группой Trabant. На одном из ночных концертов он начал выкрикивать «Печаль победит счастье», а толпа подхватила фразу и стала повторять за ним — так родилось что-то. Произведение обрело окончательную форму в сотрудничестве с пианистом Давидом Тором Йонссоном, написавшем музыку.

Художник тщательно выстраивает декорации своего представления, создавая ощущение всепроникающей театральности: он одет в черный смокинг, волосы гладко зачесаны назад, на сцене, задрапированной тяжелым темно-розовым занавесом, играет оркестр. Эти элементы возносят печаль до уровня заманчивого и роскошного удовольствия. В таких обстоятельствах меланхолия — привилегия и признак социальной энтропии, описанной Иваном Гончаровым в романе «Обломов».

Перформанс был впервые исполнен в Рейкьявике джазовым трио Йонссона Flís и местным полицейским хором. В 2007 году Рагнар снял «Печаль победит счастье» на видео, которое с тех пор многократно демонстрировалось в различных музеях мира. В 2014 году в рамках «Манифесты 10» перформанс был представлен на русском языке в здании Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

На этот раз Рагнар и Давид совместно с приглашенными музыкантами выступил в Московском театре им. Вл. Маяковского.


Победителем Present Continuous 2019 года, совместной программы поддержки и коллекционирования молодого российского искусства фонда V–A–C и Музея современного искусства Антверпена (M HKA), стала Екатерина Муромцева. Работа художницы приобретена в коллекцию M HKA.

Жюри: директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика, директор Музея современного искусства Антверпена (M HKA) Барт де Баре и директор Института современного искусства в Лондоне Стефан Кальмар.


Фонд V–A–C и галерея Уайтчепел (Лондон) представили новый сезон перформативной серии V–A–C Live.

Трехдневная программа This Is Not (a) Cinema прошла в Zilkha Auditorium с 27 по 29 сентября. Здесь состоялись премьеры двух позднесоветских экспериментов, выполненных на студиях «Совполикадр» Александра Шейна (Москва, 1933–2015) и «Центрнаучфильм» под руководством Владимира Кобрина (Москва, 1942–1999). В программу также вошли фильмы «ВМаяковский» (Александр Шейн, 2017), экспериментальный проект и одновременно художественный диалог между отцом и сыном; и пост-док Дениса Шабаева «Мира» (2018).

Серия показов редких позднесоветских фильмов открылась live-интервенцией лондонских художников Broomberg & Chanarin и мультиинструменталиста Питера Бродерика, выполненной при поддержке лондонской студии The Workers и основанной на «Годовщине революции» Дзиги Вертова. Считавшийся утерянным почти на протяжении века легендарный дебют Дзиги Вертова, снятый в 1918 году, недавно был восстановлен историком кино Николаем Изволовым. В новой работе «Годовщина революции (пересборка)» художники Адам Брумберг (ЮАР, род. 1970) и Оливер Чанарин (Великобритания, род. 1971) переосмысляют архивные материалы с помощью технологий компьютерного зрения и новейших механизмов видеонаблюдения.

В рамках This Is Not (a) Cinema прошли дискуссии с участием художественного руководителя фонда V–A–C Франческо Манакорды, куратора Кирилла Адибекова, лектора университета Roehampton Уильяма Брауна, арт-теоретика и философа Кети Чухров, автора и редактора Tribune Оуэна Хазерли.

Куратор проекта: Кирилл Адибеков.


Фонд V–A–C в партнерстве с Зальцбургским музыкальным фестивалем представляет оперу Рихарда Штрауса «Саломея» в постановке итальянского режиссера и художника Ромео Кастеллуччи.


20 июля фонд V–A–C провел на территории Школы управления «Сколково» свою первую ролевую игру живого действия — «Правосудие против шерсти». Цель проекта — исследовать границы между игрой и искусством, позициями зрителя и режиссера, театральными практиками и социальными взаимодействиями.


ГЭС-2 опера

25 и 26 мая в Лабораторном корпусе Московского энергетического института прошла «ГЭС-2 Опера» — первый театральный проект фонда V–A–C в России. Авторы спектакля — режиссер Всеволод Лисовский, композитор Дмитрий Власик, поэт Андрей Родионов и художница Ирина Корина.

«ГЭС-2 Опера» – часть программы «Расширение пространства» и проекта «ГЭС-2 данные», в рамках которого приглашенные художники, фотографы, театральные деятели и музыканты создают художественные работы, связанные с исследованием электростанции и ее взаимосвязи с жизнью города.


Фонд V–A–C отметил открытие выставки «Время, вперед!» трехдневным публичным мероприятием на берегу канала перед палаццо на Дзаттере.

По случаю 100-летия национализации российского цирка V–A–C и Alterazioni Video обращаются ко времени, когда цирковые представления имели форму свободных собраний и истинно народных гуляний.


Программа «Расширение пространства» — масштабное продолжение одноименного проекта V–A–C. В 2015–2016 годах современные художники пробовали вписать свои работы в привычную городскую среду: от строительных лесов до уличной разметки и витрин в метро. В 2019 году V–A–C отправляется с ними за пределы географического центра Москвы: в районные дома культуры, клубы по интересам, библиотеки, кинотеатры, на рынки, чтобы познакомиться с местными сообществами и вместе с ними создать новые культурные проекты.

Главная цель «Расширения пространства» — изменить представление о том, что искусство существует в строго очерченных пределах и заниматься им могут исключительно профессионалы на территории музеев и галерей. В каждой из семи программ художники, композиторы, режиссеры, перформеры на протяжении нескольких месяцев будут работать совместно с жителями разных московских районов.


Победителем программы коллекционирования молодого российского искусства Present Continuous 2018 года стала арт-группа «Север-7» (Александр Цикаришвили, Нестор Энгельке, Петр Дьяков, Леонид Цхэ, Анна Андржиевская, Олег Хмелев, Нестор Харченко и друзья). Работа художников приобретена в коллекцию M HKA.

Жюри: директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика, директор Музея современного искусства Антверпена (M HKA) Барт де Баре и куратор Раймундас Малашаускaс.


Фонд V–A–C и ЦУМ провели pop-up talk телеведущего Андрея Малахова и известного куратора Франческо Бонами. Их разговор состоялся 20 февраля в необычной локации — витрине ЦУМа. Тема беседы – новая книга Бонами «POST. Произведение искусства в эпоху его социальной воспроизводимости», — которая готовится к выходу в Италии этой весной.


Фонд V-A-C и галерея Уайтчепел (Лондон) представляют третий сезон перформативной серии V-A-C Live.

Российская команда «ВАСЯБЕГИ» дебютирует со своим перформансом в Великобритании. В работе, представляющей собой диалог самых разных современных художественных практик — от театра и музыки до визуального искусства — принимают участие девять молодых людей 18 – 26 лет из Москвы и Лондона.


Во всех своих проектах и инициативах V–A–C стремится к открытости, равноправному диалогу, обмену знаниями и идеями. Этих принципов фонд придерживается как в обширной культурной программе, так и на кухне ресторана sudest 1401, расположенного на первом этаже V–A–C Дзаттере и сочетающего в своем меню вкусы и традиции из разных частей света.

Ресторан sudest 1401

Часы работы: четверг — вторник, с 11:00 до 23:00
Выходной: среда


Инсталляция «Живая лагуна»  — это первый этап долгосрочной стратегии фонда V-A-C в Венеции, рассчитанной на взаимодействие искусства с повседневной жизнью города.

Инсталляцию «Живая лагуна» можно увидеть каждый день с 8:00 до 23:00 во дворе V-A-C Дзаттере.


Геометрия настоящего

V-A-C Live открыл двери своего будущего дома для широкой публики. В пространстве бывшей электростанции ГЭС-2 прошел проект «Геометрия настоящего» — фундаментальное исследование звука посредством локальных интервенций. 20-27 февраля 2017. Куратор проекта: Марк Фелл.


Группа московских старшеклассников и студентов «Видимый комитет» при участии фонда V-A-C представляет проект «Московский дрейф». Он посвящен изучению психогеографического ландшафта города и представляет собой сайт с картой Москвы, где отмечены объекты исследования и представлена их документация.


Победителем программы коллекционирования молодого российского искусства Present Continuous 2017 года стало творческое объединение «Куда бегут собаки». Работа приобретена в коллекцию M HKA.

Жюри: директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавики, директор Музея современного искусства Антверпена (M HKA) Барт де Баре и Дефне Айас, директора центра современного искусства Witte de With в Роттердаме.


V-A-C Live совместно с галереей Уайтчепел продолжает стартовавшую в прошлом году программу перформансов и художественных проектов и представляет премьеру «Тунгусский метеорит. История шагает по столу» известного российского художника Вадима Захарова.


Саша Пирогова стала победителем программы коллекционирования молодого российского искусства Present Continuous V-A-C и M HKA. Работа приобретена в коллекцию M HKA.

Жюри: директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика, директор M HKA Барт де Баре и директор EMST Катерина Коскина.


Соучредитель программы Future Fund галереи Уайтчепел. Future Fund был создан для поддержки и создания нового искусства в Галерее (с 2015 года).


Галерея Уайтчепел и фонд V-A-C представляют Cabaret Kultura, три вечера перформативных экспериментов, вдохновленных историей кабаре и авангардными театральными практиками начала XX века.


Партнер 56 Венецианской биеннале современного искусства (2015).


Партнер 14 Венецианской архитектурной биеннале (2014).


Победителем программы коллекционирования молодого российского искусства Present Continuous 2015 года стал Евгений Антуфьев. Работа художника приобретена в коллекцию M HKA.

Жюри: директор Музея современного искусства Антверпена (M HKA) Барт де Баре, директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика и директор некоммерческой институции SALT Вазиф Кортун.


Фонд V-A-C (Москва) и музей современного искусства M HKA в Антверпене запускают новую ежегодную программу Present Continuous, направленную на поддержку молодого поколения художников в России и на продвижение российского современного искусства в мире.

Кураторы: Юлия Аксенова, Екатерина Иноземцева, Андрей Паршиков, Катерина Чучалина, Елена Яичникова. Cosmoscow, Москва, 18 сентября 2014.


Партнер 55-й Венецианской биеннале современного искусства (2013).


В 2015 году фонд V-A-C открывает трехлетнюю программу сотрудничества с Тейт (Лондон) по изучению и продвижению современного российского искусства, в рамках которой назначены два куратора в отделе Российского искусства и развития коллекции.


Партнер Манифесты 10, Санкт-Петербург (Россия), 2014.


Партнер Монументы, производство работы Ильи и Эмилии Кабаковых «Странный город», Гран Пале, Париж (Франция), 2014.


Производство работы Павла Альтхамера «Соседи», Новый музей современного искусства, Нью-Йорк (США), 2014.


Реставрационные работы Императорских покоев (Комнаты Сисси) в Музее Коррер, Венеция (Италия), 2013.


Производство работы Кенделла Гирса «Памятник» (Подожженный) для Манифесты 9, Генк (Бельгия), 2012.


Производство работы и поддержка участия художницы Александры Сухаревой на Документе 13, Кассель (Германия), 2012.


Производство работы Карстена Хеллера «Опыты», Новый музей современного искусства, Нью-Йорк (США), 2011–2012.